Несколько рекомендаций
"Дети - важная часть нашей жизни.
Все мы сами были детьми и выросли теми, кто мы есть, благодаря родителям и
государству (садику, школе). Теперь наша задача дать Вашим детям всё
необходимое для их полноценного развития, чтобы они потом вспоминали нас,
учителей, и Вас, родителей, добрым словом, рассказывая о нашей заботе уже
своим детям и внукам.
Чем заниматься с
ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?
В первую очередь надо позаботиться о его
здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему
успешному вступлению в школьную жизнь.
Важно, чтобы ребенок развивал в себе
волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать
до конца.
Самый важный способ развития
(относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению,
и еще ко многому другому) - читать ребенку книги. Нужно читать (или
рассказывать) детям сказки не менее получаса в день.
Полезны занятия, которые заставляют
работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка,
конструирование. Помочь родителям самостоятельно определить уровень готовности
ребенка к школе могут следующие критерии из адаптированного для России теста,
разработанного американскими психологами:
Оценка развития
познания.
- Владеет ли ребенок основными
понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.?
- Способен ли ребенок понимать
простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и
которые не могут?
- Может ли малыш удержать в памяти и выполнить
как минимум три указания?
- Может ли ребенок назвать большинство
букв алфавита?
Оценка базового опыта
ребенка.
- Приходилось ли ребенку сопровождать
вас в магазин, на почту, в сберкассу?
- Был ли он в библиотеке?
- Была ли у вас возможность регулярно
читать малышу или рассказывать истории?
- Проявляет ли ребенок интерес к
чему-либо, есть ли у него хобби?
Оценка языкового
развития.
- Может ли ребенок назвать и обозначить
основные окружающие его предметы?
- Легко ли ребенку отвечать на вопросы
взрослых?
- Может ли ребенок объяснить, для чего
служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?
- Может ли ребенок объяснить, где
расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.?
- Может ли малыш рассказать историю,
описать произошедший с ним случай?
- Четко ли ребенок выговаривает слова?
- Правильна ли речь ребенка с точки
зрения грамматики?
- Способен ли ребенок участвовать в
общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?
Оценка уровня
эмоционального развития.
- Выглядит ли ребенок веселым (дома и
среди товарищей)?
- Сформировался ли у ребенка образ себя
как человека, который многое может?
- Легко ли малышу
"переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к
решению новой задачи?
- Способен ли ребенок работать
самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?
Оценка умения
общаться.
- Включается ли малыш в игру других
детей, делится ли с ними?
- Соблюдает ли он очередность, когда
этого требует ситуация?
- Способен ли ребенок слушать других не
перебивая?
Оценка физического
развития.
- Хорошо ли ребенок слышит?
- Хорошо ли он видит?
- Способен ли он посидеть спокойно в
течение некоторого времени?
- Развита ли у него координация моторных
навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься
по лестнице?
- Выглядит ли ребенок бодрым и
увлеченным?
- Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и
отдохнувшим?
Зрительное различение.
- Может ли ребенок идентифицировать
схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
- Может ли ребенок различать буквы и
короткие слова, например б-п, кот-год?
Зрительная память.
- Может ли ребенок заметить отсутствие
картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну
убрать?
- Знает ли ребенок собственное имя и
хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной
жизни?
Зрительное восприятие.
- Способен ли ребенок разложить по
порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
- Понимает ли ребенок, что читают слева
направо?
Уровень слуховых
способностей.
- В состоянии ли ребенок различать
слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес?
- Может ли ребенок повторить за взрослым
несколько слов или цифр?
- Способен ли ребенок пересказать
историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к
книгам.
- Возникает ли у ребенка желание
посмотреть книги самостоятельно?
- Внимательно ли и с удовольствием он
слушает, когда вы читаете ему вслух?
- Задает ли ребенок вопросы о словах -
что они значат и т.п.?
Общая и
психологическая готовность.
Может ли ваш ребенок:
- Объяснить с помощью слов, а не
показывая пальцем, чего он хочет?
- Изъясняться связно, например,
"покажи мне…"
- Понимать смысл того, о чем ему читают?
- Четко выговорить свое имя?
- Запомнить свой адрес и номер телефона?
- Писать карандашом или мелками на
бумаге?
- Пользоваться красками, пластилином,
цветными карандашами, фломастерами?
- Вырезать ножницами с тупыми концами,
причем ровно и не поранившись?
- Слушать и следовать полученным указаниям?
- Быть внимательным, когда кто-то с ним
разговаривает?
- Сосредоточиться хоть на десять минут,
чтобы выполнить полученное задание?
- Радоваться, когда ему читают вслух или
рассказывают истории?
- Положительно оценивать: я - человек,
который многое может?
- "Подстраиваться", когда
взрослые меняют тему разговора?
- Проявлять интерес к окружающим его
предметам?
- Ладить с другими детьми?
Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша
роль в подготовке его к учебе.
(тут важно отвечать честно хотя бы перед
собой)
- Нравится ли вам ваш малыш?
- Слушаете ли вы то, что ребенок
говорит?
- Смотрите ли вы на малыша, когда он
говорит с вами?
- Стараетесь ли вы создать у ребенка
ощущение значимости того, о чем он говорит?
- Поправляете ли вы речь малыша?
- Позволяете ли вы ребенку совершать
ошибки?
- Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли
его?
- Смеетесь ли вы вместе с ним?
- Отводите ли вы каждый день время для
чтения ребенку и для бесед с ним?
- Играете ли с малышом в какие-нибудь
игры?
- Поощряете ли вы интересы и увлечения
ребенка?
- Есть ли у малыша хотя бы одна-две
собственные книги?
- Есть ли у ребенка дома место, которое
отведено только ему?
- Стараетесь ли вы подать малышу пример,
читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?
- Обсуждаете ли вы с малышом и со всей
семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?
- Стараетесь ли вы сказать все за
малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?
- Смотрите ли вы телевизор вместе с
ребенком?
- Задаете ли вы малышу вопросы о смысле
увиденного по телевизору?
- Ограничиваете ли вы возможность
ребенка смотреть телевизор?
- Стараетесь ли вы ходить с малышом на
прогулки?
- Собираетесь ли вы сводить ребенка в
зоопарк, в театр, в музей?
...Хотим обратить ваше внимание на то,
что все перечисленные критерии - тоже далеко не истина в последней инстанции, и
вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребенок соответствовал им всем без
исключения и в полной мере: кстати, ориентируясь по этому тесту, не обязательно
пользоваться только оценками "да" или "нет": допускаются и
варианты "всегда, иногда, часто, редко, никогда".
У любого малыша существует естественная,
биологическая тяга к восприятию новой информации, иными словами - к обучению. И
пресловутое детское любопытство - тоже основано на этом стремлении познавать
новое. Вообще любознательность ребенка - один из лучших и эффективных
"инструментов" его обучения.
Поэтому опять же, отмахиваться от
детских вопросов - значит подавлять "пытливость его ума", а значит, и
тягу к знаниям, и желание учиться. И в результате дети, на чьи вопросы в свое
время не отвечали родители, начинают потихоньку отставать в учебе. Особенно
если их любознательность (особенно ту, которая вроде бы к школьным знаниям не
относится) так и продолжают подавлять.
Вообще в процессе той же подготовки к
школе включение каких-то дидактических, обучающих элементов, причем повторяемых
в нескольких вариантах, во всевозможные игры - тоже существенный шаг к
пробуждению и закреплению интереса к школьной учебе. И даже в начальной школе
обучение в принципе должно иметь характер определенной игры.
Собственно, основной принцип успешной
учебы был сформулирован еще в старой песенке: "Учиться надо весело, чтоб
хорошо учиться!" И если в школе это делают не всегда - вполне можно превратить
в веселую игру выполнение тех же постылых домашний заданий.
То же самое с принадлежностями для
учебы. Чем больше вещь напоминает игрушку - тем более привлекателен для ребенка
весь процесс, связанный с использованием этой вещи. Поэтому стимулировать интерес
к учебе можно, купив ребенку красивый, яркий (причем необязательно дорогой)
портфель, пенал или хотя бы ластик.
Кстати, в таком процессе игры
удовольствие от обучения развивается и закрепляется, если хотите, на уровне
безусловных рефлексов - причем, что важно, удовольствие не столько от получения
каких-то знаний, сколько от умения ими активно пользоваться и их применять в
реальной жизни.
И потому еще одно из условий успешной
учебы - явная применяемость знаний в реальных условиях (кстати, это действует
на протяжении всех школьных лет). Когда ребенок чувствует, что получаемые
знания не лежат мертвым грузом, а постоянно применяются в бытовых ситуациях, -
это вновь и вновь мотивирует его эти полезные знания получать.
Во всех случаях суть в том, что ребенок
выполняет завершающую стадию процесса, как бы получая подтверждение, что у него
"все получилось", видя результаты своего труда. Точно так же, если вы
учите ребенка, к примеру, вырезать фигурки из дерева, то начать нужно не с
того, что подыскивать подходящий корень или ветку, а с полирования готовой
фигурки… И те элементы школьной программы, которые построены по такому же
принципу - дать возможность сразу почувствовать какие-то успехи, ведя ученика
от конца к началу - дают, как показывает практика, наиболее успешные
результаты.
И главное условие успешной учебы -
сформировать не потребность выучить от сих до сих, а развитие так называемого
"пытливого ума". Собственно говоря, все дети имеют изначально такой
ум, а вот задача школы и родителей - эту пытливость поддерживать, а не
подавлять" |