12 рекомендаций родителям будущих
первоклассников
1. Чаще делитесь с
ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.
Начало школьной жизни — большое
испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у
которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение
складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе
с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех
членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней
и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории
из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным
ожиданием.
2. Помогите ребенку
овладеть информацией, которая позволит ему не теряться.
Как правило, дети этого возраста на
вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш
ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена
родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
3. Приучите ребенка
содержать в порядке свои вещи
Успехи ребенка в школе во многом зависят
от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту
скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее
место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши
(карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это
как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за
порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
4. Не пугайте ребенка
трудностями и неудачами в школе
Многие дети этого возраста неусидчивы.
Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и
быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление
родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не
возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых
случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.
В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное
тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила:
«Нет!».
5. Не старайтесь быть
для ребенка учителем.
Стремитесь к поддержанию дружеских
отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они
могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку
преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле
дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с
родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих
друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества
найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку
почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации.
Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
6. Научите ребенка
правильно реагировать на неудачи
Ваш ребенок оказался в игре последним и
демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с
разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила
игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие.
Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников
надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу
остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
7. Хорошие манеры
ребенка — зеркало семейных отношений
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...»
должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь
трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и
команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в
вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и
стремится подражать во всем.
8. Помогите ребенку
обрести чувство уверенности в себе
Ребенок должен чувствовать себя в любой
обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться
к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке
вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ
для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он
попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет
очередь к специалисту.
9. Приучайте ребенка к
самостоятельности в обыденной жизни
Чем больше ребенок может делать
самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка
самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии.
(Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами
и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и
внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на
улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
10. Научите ребенка
самостоятельно принимать решения
Умение делать самостоятельный выбор
развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню
семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным
столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного
досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело . Приучайте
ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
11. Стремитесь сделать
полезным каждое мгновение общения с ребенком
Если ребенок помогает вам выпекать
праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.
Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и
активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки
печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу
изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол.
Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки
справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок
готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой
крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине,
обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте
их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
12. Учите ребенка
чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность
Обращайте его внимание на первые
весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите
самое большое животное, потом самое высокое... Наблюдайте за погодой и
очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.
Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной
жизни, и его любознательность перерастет в радость учения. |