Как правильно сформировать навык письма
у младшего школьника?
Письмо — это способ передавать мысли, а
красивое письмо — это ещё и искусство, графика. Внушите ребёнку, что всё, что
будет выходить из его рук, должно быть красивым. Красивый почерк — это в
какой-то мере выражение внимательного отношения к другим людям; неряшливый
почерк в такой же мере свидетельствует об обратном. Хотя и говорят, что почерк
зависит от характера человека, его темперамента, наследственности, всё-таки
добивайтесь от ребёнка во время письма аккуратности, внимательности.
В. А. Сухомлинский писал, что истоки
способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства
в детской руке, тем ребёнок умнее. Очень важно поставить руку, подготовить её
к письму. Тут эффективна штриховка предметов, развивающая мелкие мышцы пальцев
и кисти ребёнка. Правила штриховки нетрудно запомнить: штриховать только в
заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковые расстояния
между линиями (штрихами). Сначала для штриховки можно использовать трафареты с
геометрическими фигурами, потом с изображением предметов и животных, причём
ребёнку особенно интересно составлять композиции из различных фигур. Штриховать
можно не только параллельными линиями в различных направлениях, но и волнистыми
и круговыми линиями, полуовалами и петлями.
Следующий этап формирования навыка
письма — умение писать элементы письменных букв.
Ребёнок должен усвоить, что элементы
букв должны быть одинаковой высоты и ширины; если в буквах есть элементы,
выходящие за верхнюю и нижнюю строки, они должны заканчиваться на одном
расстоянии от строки сверху или снизу; расстояния между элементами букв и
расстояния между буквами в слове должны быть одинаковыми, а все линии при
письме — параллельными и ровными.
Далее из выученных элементов ребёнок
составляет буквы и учится их писать. На этом этапе очень важно, чтобы у
него сформировался зрительный образ буквы. Для этого предложите ему
смоделировать букву из проволоки, пластилина, «написать» её пальчиком на столе,
на руке взрослого, в воздухе. Научите ребёнка игре «Угадай-ка!»: вы пишете
любую букву на спине или ладошке ребёнка, а он её угадывает, или наоборот — он
пишет, а вы угадываете. Не ленитесь постоянно просить ребёнка проговаривать
алгоритм написания буквы («ставлю ручку на верхнюю линию рабочей строки, веду
короткую прямую наклонную до нижней линии рабочей строки, делаю закругление и
довожу до середины рабочей строки»).
Ни в коем случае на
этом этапе не требуйте от ребёнка писать быстрее, чем он может! Чрезмерное увеличение
скорости письма приводит к тому, что ребёнок не успевает закрепить правильный способ
написания буквы, и в результате закрепляются каракули.
Оптимальная скорость письма в этот
период для 6-летнего ребёнка 4—6 знаков в минуту в начале года и 10—12 знаков
в минуту в конце года, для 7-летнего ребёнка — на 3—4 знака в минуту больше.
|